Базовый курс гармонии. Содержание
В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).
В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе (сопрано), различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.
Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.
Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.
При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя гармонические терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:
Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком расположении и квинтдецимой при тесном.
Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.
Литература
Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.