Трезвучия в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).

В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе (сопрано), различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.

Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.

Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.

При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя гармонические терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:

Трезвучия в четырехголосии-1

 

 

 

Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком расположении  и квинтдецимой при тесном.

Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.

Литература

Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.