Основные правила голосоведения при гармонизации мелодии

Базовый курс гармонии. Содержание
1. При соединении аккордов необходимо избегать:
– параллельных квинт (кроме особых случаев), октав и прим, секунд и септим;
– прямого (в одном направлении) движения всех голосов;
– прямого движения крайних голосов к октаве и квинте со скачком в верхнем голосе (скрытых октав и квинт):

 

– перекрещивания соседних голосов:

 

– переченья (передачи хроматического полутона из одного голоса в другой):

 

– двух последовательных ходов по квартам или квинтам в басовом голосе:

Движение баса

2. Необходимо стремиться к плавному мелодическому движению в каждом голосе, не злоупотреблять скачками, особенно в средних голосах (альте и теноре). Гармоническое соединение аккордов должно преобладать над мелодическим.
3. Мелодическое движение сопрано и баса более свободно, однако скачок желательно компенсировать скачком или поступенным движением в противоположном направлении.
4. В басу иногда можно использовать скачки на октаву вверх или вниз при перемещении аккорда, а также на малую септиму вверх при соединении D53 c D2.
5. Соединяя аккорды разных функций, обязательно смените расположение при скачке в сопрано на кварту и более широкий интервал, а также при скачке на квинту и более широкий интервал при соединении аккордов одной функции.
6. Разрыв между соседними голосами (за исключением расстояния между басом и тенором) не должен превышать октавы.
7. Между басом и тенором интервал может быть от примы до квинтдецимы (двух октав).
8. При скачке в верхнем голосе необходимо одновременное противоположное движение в басу.
9. Не удваивайте без надобности терцовый тон аккорда (кроме особых случаев: II6 ; VI53, особенно после D7 ; аккорды тоники после VII7 , II7 и их обращений).
10. Не удваивайте септиму аккорда.
11. При разрешении многозвучных аккордов септиму нужно вести на секунду вниз или оставлять на месте.

5 thoughts on “Основные правила голосоведения при гармонизации мелодии

  1. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как определить функции по сопрано в четырёх голос и в гармонии?

  2. Здравствуйте, Нурлан!
    Гармонические функции нужно определять по слуху, пропев мелодию, т.к. в мелодии слышна гармония. Этот навык постепенно развивается при систематических занятиях по подбору аккомпанемента к различным мелодиям. Для начала можно гармонизовать мелодию на фортепиано, а затем записать четырехголосие, проиграть то, что получилось, и проверить голосоведение.

  3. Абсолютно устаревшие и неактуальные сегодня правила в большинстве своём. Не зря гармония в последствии получила множество других ответвлений. Лучше вообще с осторожностью вникать в эту “науку”, если вы занимаетесь современной композицией или аранжировкой. Иначе рискуете застрять в этих, поросших мхом классических рамках. В этой устаревшей гармонии запрещено почти всё, что делает современную музыку интересной и особенной.

  4. Эти правила вытекают из техники basso continuo и являются классической школой гармонии, обусловлены они нормами музыкальной акустики. Любой вид искусства развивается по определенным канонам, т.е. правилам. Все успешные современные композиторы знают эти правила. Иначе вы рискуете построить “дом на песке”.

  5. Все выдающиеся современные композиторы были и есть прекрасно академически образованы. Подобные же максимализм и надменность в оценках проверенных временем классических стандартов музыкантского образования обычно свидетельствуют о незрелости и бывают типичными у тех, кто сам не очень-то преуспел в курсе гармонии. 🙂 Под маркой современной музыки нынче выдаётся определённое количество опусов, где под наворотистыми нововведениями нетрудно заметить отсутствие свежих музыкальных мыслей (Вы бы послушали, как и в каких выражениях о подобных творениях высказываются оркестранты 🙂 ) А “впоследствии” пишется вместе.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.