Базовый курс гармонии. Содержание
Как и любой септаккорд , доминантсептаккорд (D7) имеет три обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд (D43) и секундаккорд (D2), которые применяются везде в качестве доминантовой гармонии, кроме каденций, где традиционно используются D53 (преимущественно в половинных серединных) и D7 (в полных заключительных и прерванных). В серединных каденциях после D53 можно использовать D2 с проходящей или взятой скачком септимой в басу:
Нормы голосоведения при использовании обращений те же, что и при использовании основного доминантсептаккорда : VIIступень (терцовый тон) и IIступень (квинтовый тон) разрешаются в Iступень (приму тоники), IVступень (септима) – в III (терцовый тон тоники), лишь основной тон при разрешении обращений D7 в аккорды тоники остается на месте как устойчивый и общий.
Таким образом, D65 и D43 разрешаются в T53, D2 – в T6:
Как и основной D7, его обращения, за исключением D43, могут быть полными и неполными (без квинты, но с удвоенной примой), и с секстой вместо квинты. Секста в D65 и D2, как и в D7, обычно используется в верхнем голосе:
При перемещении D7 и его обращений, а также при переходе одного вида аккорда в другой (например, D65 в D43) септима аккорда должна либо остаться на месте (выдерживаться) в одном голосе, либо меняться местами с квинтой:
Доминантовый квинтсекстаккорд (D65) строится на 7-й ступени лада. Может употребляться в тех же случаях, что и D6: как вспомогательный между T53, а также с проходящей и взятой скачком септимой в сопрано. Разрешается в T53:
Доминантовый терцквартаккорд (D43) строится на 2-й ступени лада. Разрешается в T53:
В восходящем проходящем обороте D43 разрешается в T6:
D43 используется преимущественно после T, T6, II7, VII65; иногда – после II53 и III53. Тип соединения – гармонический.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на 4-й ступени лада. Разрешается в T6.
Используется после T, T6, S, II6, II65, VII43, D.
В серединной каденции после D53 проходящая либо взятая скачком септима в басу, образуя D2, сглаживает цезуру между предложениями:
В этом случае 2-е предложение периода должно начинаться с T6.
D2 может следовать за аккордом, у которого в нижнем голосе тоже 4-я ступень лада, тогда септима в D2 оказывается приготовленной:
Задание
Играйте на фортепиано гармонические обороты, приведенные выше, и транспонируйте из в тональности квинтового круга. Не забудьте повысить 7-ю ступень в аккордах доминанты в миноре (гармонический вид минора).