Обращения доминантсептаккорда

Базовый курс гармонии. Содержание

Как и любой септаккорд , доминантсептаккорд  (D7)  имеет три обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд  (D43) и секундаккорд (D2), которые применяются везде в качестве доминантовой гармонии, кроме каденций, где традиционно используются D53 (преимущественно в половинных серединных) и D7 (в полных заключительных и прерванных). В серединных каденциях после D53 можно использовать D2 с проходящей или взятой скачком септимой в басу:

Нормы голосоведения при использовании обращений те же, что и при использовании  основного доминантсептаккорда : VIIступень (терцовый тон) и IIступень (квинтовый тон) разрешаются в Iступень (приму тоники), IVступень (септима) – в III (терцовый тон тоники), лишь основной тон при разрешении обращений D7 в аккорды тоники остается на месте как устойчивый и общий.

Таким образом, D65 и D43 разрешаются в T53, D2 – в T6:

Разрешение обращений D7-1

Как и основной D7, его обращения, за исключением D43,  могут быть полными и  неполными (без квинты, но с удвоенной примой), и с секстой вместо квинты. Секста в D65 и D2, как и в D7, обычно используется в верхнем голосе:

D65 и D2 с секстой-1

При перемещении D7 и его обращений, а также при переходе одного вида аккорда в другой (например, D65 в D43) септима аккорда должна либо остаться на месте (выдерживаться) в одном голосе, либо меняться местами с квинтой:

Перемещение обращений D7-1-1

Доминантовый квинтсекстаккорд (D65) строится на 7-й ступени лада. Может употребляться в тех же случаях, что и D6: как вспомогательный между T53, а также с проходящей и взятой скачком септимой в сопрано. Разрешается в T53:

Доминантовый терцквартаккорд (D43) строится на 2-й ступени лада. Разрешается в T53:

В восходящем проходящем обороте D43 разрешается в T6:

D43 используется преимущественно после T, T6, II7, VII65; иногда – после II53 и III53. Тип соединения – гармонический.

Доминантовый секундаккорд (D2) строится на 4-й ступени лада. Разрешается в T6.

Используется после T, T6, S, II6, II65, VII43, D.

В серединной каденции после D53 проходящая либо взятая скачком септима в басу, образуя D2, сглаживает цезуру между предложениями:

В этом случае 2-е предложение периода должно начинаться с T6.

D2 может следовать за аккордом, у которого в нижнем голосе тоже 4-я ступень лада, тогда септима в D2 оказывается приготовленной:

S_D2

Задание

Играйте на фортепиано гармонические обороты, приведенные выше, и транспонируйте из в тональности квинтового круга. Не забудьте повысить 7-ю ступень в аккордах доминанты в миноре (гармонический вид минора).

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.